Откуда берутся зависимые личности.pdf.pdf

Откуда берутся зависимые личности?


Отрывок из книги Н.Бойко
«Homo addictus: Человек зависимый».
 – Изд-во МОФ «Родная страна». – М.: 2012 г.


         … «Вся история развития человеческого общества наглядно демонстрирует, что основной причиной, толкающей человека к аддиктивным агентам, является желание получить удовольствие, или, как сейчас говорят, – гедонистический инстинкт. Именно благодаря этому желанию по всему миру непрерывно пополняются отряды людей, которые страдают ожирением, раком легких, циррозом печени, ВИЧ-инфекцией или отбывают наказание. Это желание у многих сильнее здравого смысла, воспитания и даже инстинкта самосохранения. Оно разрушает семью, карьеру, отношения, здоровье, а иногда и жизнь, потому что получить удовольствие, почувствовать себя счастливым хочет каждый, порой, невзирая на последствия». 
        В формировании зависимости задействованы сложные биологические, психологические и социальные механизмы, целые системы организма. В медицине, например, принято говорить в первую очередь о врожденной предрасположенности и изменении метаболизма нейромедиаторов, в психологии – о наличии психологических причин возникновения зависимости, которые связаны с особенностями личности и нарушением нормального ее развития, а социология делает акцент на социальных факторах: дефектах воспитания, влиянии общества: социальном стрессе, окружении, нищете и др.
       Все эти процессы, по словам специалистов, идут одновременно и параллельно, но в одних случаях могут преобладать психологические механизмы, в других – биологические, в третьих – социальные.
      Можно выделить медико-биологические, психологические и социальные причины зависимого поведения.
 

      Медико-биологические причины

      К медицинским факторам риска формирования зависимого поведения относят различные повреждающие воздействия на ранних стадиях беременности, которые могут привести к нарушению формирования и развития головного мозга плода, – стресс, тяжелые токсикозы, внутриутробные инфекции, интоксикации, нарушения пищевого режима беременной, ионизирующая радиация.


             Специалисты говорят о том, что нарушения развития головного мозга могут стать причиной подавления самоконтроля и развития патологии поведенческой сферы в будущем.


      Причиной нарушения функционирования головного мозга могут стать патологическое протекание беременности у матери (тяжелый гестоз, повышенная тревожность во 2м и 3м триместре, стрессы) и патология родов (преждевременные, стремительные либо затяжные роды, роды переношенным плодом), а также патология раннего и позднего постнатального периода (асфиксия плода, недоношенность и гипотрофия новорожденного, его повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушение сна), перенесенные в детстве черепно­мозговые и психические травмы, детский невротизм.
       В настоящее время у специалистов не вызывает сомнений роль наследственной предрасположенности в формировании зависимости и аддиктивного поведения. При врожденной функциональной недостаточности структур мозга, вырабатывающих гормоны и нейромедиаторы (адреналин, норадреналин, серотонин, ацетилхолин, дофамин), выявляют слабость эндокринной системы, в частности – нарушение деятельности катехоламиновой системы. Для нормальной жизнедеятельности организма такое состояние требует постоянной искусственной стимуляции, и различные формы зависимого поведения в этом случае выступают в роли активаторов.
 

             У человека со слабой катехоламиновой системой в течение жизни при любом психическом напряжении могут формироваться различные зависимости.


       При наличии генетической предрасположенности в родительской семье, где все ее члены имеют личностные и поведенческие нарушения – повышенную импульсивность, нарушения поведения, проявляющие себя в специфической психологической атмосфере, в микросоциальных правилах, нормах, ценностных ориентациях, стремление к поискам новизны, – формирование у ребенка аномальной личностной структуры, склонной к аддиктивному поведению, становится практически неизбежной. И если адекватный человек обычно способен сдерживать свои деструктивные импульсы и даже переориентировать их в положительное русло – созидание, творчество, то у лиц с генетической или психической патологией контроль над своими действиями нарушается.
      На осуществление деструктивной деятельности существенное влияние оказывают два основных образования головного мозга: лимбическая система – древняя часть мозга, состоящая из разнообразных структур, функция которых заключается в контролировании основных влечений и эмоций, и кора головного мозга, ответственная за контроль высшей психической деятельности, прогнозирование последствий и выбор реакции.


      Психологические причины

      Стать зависимым грозит далеко не каждому. Не все спиваются, становятся игроками, попадают в секту и т.д. Опасность существует для тех, у кого есть предрасположенность к формированию зависимого поведения. Способствуют этому, прежде всего, личностные особенности человека, и в первую очередь – аномалии (акцентуации) его характера: крайние варианты нормы, при которых отдельные черты чрезмерно усилены. На почве акцентуаций характера развиваются и неврозы, и психопатии, и психические расстройства, представляющие собой главную причину формирования зависимого и асоциального поведения.
      Среди известных типов акцентуаций характера – психотипов – выделяют четыре, которые особенно способствуют формированию зависимостей – гипертимный, астеноневротический, эпилептоидный и циклотимный. Поэтому их отнесли к «акцентуациям по зависимому типу».
      Для лиц, склонных к любого вида зависимостям, характерны особые личностные черты: нарушение самоконтроля, снижение критичности, дефицит удовлетворенности (постоянно чем­то или кем­то недовольны), неустойчивость перед разного рода стрессорами, заниженная самооценка, повышенная внушаемость и манипулятивность; они не думают о будущем, не строят конткретных планов, не формируют жизненных целей. Многие эти черты присущи психически незрелым, инфантильным личностям.
       … Чрезмерно опекаемая старшим поколением жизнь физически развитого подростка – «изнеживающее воспитание» – не создает достаточных стимулов для развития его психической сферы, что приводит к отставанию и в психосоциальном созревании! (Личко А.Е., 1983). Психиатры отмечают у таковых замедление, задержку, отставание интеллектуального развития, нарушение психического развития.

     
       Социальные причины

       Огромную роль в формировании зависимого поведения у ребенка играет деструктивная СЕМЬЯ.
 

            Психологические основы зависимости формируются в процессе семейного воспитания в раннем детстве.


      Существуют типы дисфункциональных семей, которые формируют у ребенка аддиктивное поведение… 


     Многие деструктивные черты – неразвитость и незрелость личности, снижение критичности к своему поведению, повышенная внушаемость, легкомыслие, безответственность, перекладывание своих проблем на других, уход от необходимости мыслить на перспективу, эмоциональные нарушения, агрессивность – особенно свойственны современной молодежи. 

       Психиатры предупреждают о губительности саморазрушающего поведения для его же носителя: оно не только разрушает здоровье (психическое и физическое) и преждевременно прекращает жизнь (курение, пьянство, наркомания – это средства самоуничтожения, недаром их называют скрытым суицидом, «попыткой покончить с собой, растянутой во времени»), но и душу губит. Отмечают такую закономерность: 

        чем больше развивается в человеке самоагрессия, тем выше становится уровень его притязаний и ниже уровень душевных сил.

         Особую опасность представляет самоагрессия женщины, так как она в прямом смысле слова убивает двоих: во время беременности женская самоагрессия направляется и на ребенка. 

        Общество, для которого характерен глубокий социально-нормативный кризис, в котором отсутствует общенациональная идеология, способная сплотить людей, само воспроизводит деструкцию.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТРЕСС ЛОМКА «МОТИВАЦИИ НАЦИИ» И ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, УТРАТА СМЫСЛА ЖИЗНИ

 ↓

 ВКЛЮЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
(они направлены на уход от существующих проблем – «бегство от реальности»)



 САМОАГРЕССИЯ, РАЗРУШАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ
(в основе – стремление уйти от проблем через зависимость)



 ФОРМИРОВАНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
 (суициды, аборты, пьянство, наркомания, разврат, интернет-зависимость и пр.)



 РАЗРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ



Читать в pdf

Скачать файл (391,40 КБайт)
13 Ноября 2011
Просмотры (925)  Скачивания (239)  Комментарии (0)

Зарегистрированный
Анонимно