Папки  Файлы
ШЕВЦОВ Иван Михайлович.pdf

ШЕВЦОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (Р. 9.09.1920), ПИСАТЕЛЬ, ПУБЛИЦИСТ, ИСКУССТВОВЕД, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

 

       ШЕВЦОВ Иван Михайлович (р. 9.09.1920), писатель, публицист, искусствовед, общественный деятель, участник финской, Великой Отечественной и японской войн. Полковник.
     Родился в белорусской деревне Никитиничи в бедной, многодетной семье. Будучи учеником 6-го класса семилетней школы, активно сотрудничает в Шкловской районной газете. По окончании 7-го класса редакция приглашает его на штатную должность спецкора. Юноша соглашается работать только до начала учебного года, поскольку он решил продолжать учебу в Оршанском педтехникуме. В Орше, будучи студентом, он сотрудничает в городской газете. В 1938 Шевцов поступает в Саратовское военное училище погранвойск. В к. 1939 19-летний лейтенант Шевцов направляется на финский фронт в должности командира взвода. По окончании войны с Финляндией он становится начальником погранзаставы на берегу Финского залива. А в июле 1940 Шевцов уже начальник погранзаставы на новой границе — Дунай—Прут. Там же на рассвете 22 июня 1941 он принимает первый удар фашистов. Осенью 1941 участвует в тяжелых боях с танковой армадой Гудериана под Мценском и Тулой в должности командира разведки 34-го погранполка, где получает первую боевую награду — медаль «За отвагу».
После войны Шевцов работает специальным корреспондентом в журнале «Пограничник», газетах «Красная звезда», «Советский флот», собственным корреспондентом газеты «Известия» в Болгарии.

      Еще будучи школьником, работая литсотрудником в Шкловской районной газете, Шевцов был удивлен, что весь аппарат редакции, начиная с корректора и кончая редактором, состоял из евреев, которые между собой разговаривали только на идише. И в дальнейшем, при частой смене редакторов, все оставалось по-прежнему. Когда Шевцов начинал сотрудничество в газете, редактором был Гершман, его сменил Герцович, потом Роберман и, наконец — Трапер. Сельского паренька удивило и то, что все руководство района было еврейское. Когда он поступил в педтехникум г. Орши и стал сотрудничать в городской газете в качестве внештатного репортера, увидел то же самое, что и в редакции шкловской газеты. В Орше пединститут и педтехникум размещались в одном здании. Юноша обратил внимание, что директором института был Левин, а техникума Тодрин — оба евреи. Посещая по заданию редакции предприятия города, Шевцов увидел ту же картину: директора и главные инженеры заводов — евреи по национальности. Проницательный юноша не мог не задуматься над таким нелогичным явлением, не анализировать: почему эта немногочисленная нация занимает командные посты? А тут еще подвернулся случай, коснувшийся лично Шевцова. Студент-однокурсник, некто Маневич, с которым Шевцов откровенно поделился своими наблюдениями, написал в дирекцию донос, обвинив Шевцова в антисемитизме. Реакция последовала незамедлительно: Шевцова, даже без формального разбирательства, исключают из техникума. Но вмешалась республиканская газета, опубликовавшая статью своего корреспондента «Как в Орше понимают бдительность», и приказ об исключении был отменен. Но Шевцов не пожелал возвращаться и поступил в Саратовское училище пограничных войск. Шел 1938. Тогда многие юноши мечтали о героической романтике. С мечтой о границе они связывали самые благородные стремления и жажду подвига, к чему и стремился Шевцов. Но шкловская история навсегда отложилась в восприимчивой юношеской памяти Шевцова. Он анализировал ее и будучи начальником погранзаставы в 1940—41, и разведчиком, и командиром роты в битве за Москву, и особенно в последние годы войны, когда он работал в редакции журнала «Пограничник», где в аппарате и среди авторов было всего 2 славянина: гл. редактор Шевченко, сменивший Пресмана, и литсотрудник Шевцов.

       Борьбу с безродными космополитами в к. 40-х Шевцов встретил в должности специального корреспондента газеты «Красная звезда», где на смену гл. редактору Ортенбергу пришел генерал-славянин Фомиченко.

    Трудовая общественность страны, как и национальная патриотическая интеллигенция, встретили борьбу с космополитизмом с пониманием и одобрением. Для журналиста Шевцова, познавшего еще в молодости засилье евреев во всех сферах жизни, их высокомерие и подрывную деятельность, еврейский вопрос приобретает особую актуальность, достойную серьезного исследования и анализа. Он включается в борьбу с сионистами. В 1944 на страницах газеты «Красная звезда» появляется большая статья «Против антипатриотов в батальной живописи», подписанная И. Шевцовым и руководителями студии военных художников им. Грекова Н. Жуковым и Х. Ушениным. В сионистских кругах знали главного автора статьи и запомнили имя Шевцова. С этого времени у него устанавливаются дружеские отношения с известными художниками: П. Соколовым-Скля, Е. Вучетичем, П. Кривоноговым, П. Судаковым и др. Их творчеству он посвящает статьи.

     В 1950 Шевцов пишет свой первый роман «Тля», однако издать его цензура не позволяет в течение 15 лет. За эти годы он издает романы «Свет не без добрых людей», «Семя грядущего», «На краю света» (1-я часть романа «Любовь и ненависть»), книги о С. Н. Сергееве-Ценском и Е. В. Вучетиче. Только в 1964 удалось издать «Тлю», где действие происходит в среде художников, которую писатель хорошо знал. Появление этой книги вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Впервые в советской литературе появилась книга об идеологических подрывных действиях космополитов и сионистов.

     За этот роман Шевцов подвергался ожесточенной травле со стороны еврейских и космополитических кругов. Первыми начали наступление на писателя радиостанции «Голос Израиля» и «Голос Америки», которые оповестили мир, что в СССР впервые при советской власти издан антисемитский роман, хотя в книге нет слов «сионизм» и «еврей». Формально не к чему было придраться. Молодой писатель показал идеологическое противостояние в стане художественной интеллигенции: патриотов и космополитов. Острая полемика по вопросам искусства, которая всколыхнула всю страну в к. 50-х, как в фокусе, отразила мн. др. проблемы, от решения которых зависела дальнейшая судьба нашего Отечества! Принять «эстетику безобразного», принесенную с Запада люмпен-интеллигентами, означало не только отказаться от нравственно-духовных основ русской культуры, но и сдать позиции в политических и экономических сферах жизни. Государственно мыслящие люди это прекрасно осознавали. Шевцов первым высказал вслух то, о чем перешептывались в кулуарах многие честные, но робкие интеллигенты, не решаясь открыто обсудить давно назревшее и наболевшее, боясь получить клеймо «антисемита». Писатель в концентрированной обобщенной форме показал опасность умственных шатаний, вред политически запрограммированного разномыслия, конечной целью которого было разрушение Советского Союза, а затем и России. Шевцов пророчески предупреждал общественность о кознях немногочисленной, но влиятельной прослойки «творческой», космополитически настроенной интеллигенции, которая через средства массовой информации навязывает обществу те или иные эстетические стандарты. Мертвой хваткой сковывает она живое, истинное начало народно-национальной жизни, сосредоточив в своих руках нити управления общественным мнением. Символично и обозначение этого явления, вынесенного в заголовок романа. В названии подчеркнут дух разложения, нравственной проказы, который, искусно маскируясь, проповедуют носители тлетворного начала. Задолго до т. н. перестройки Шевцов прозорливо разгадал стратегию и тактику враждебных действий «агентов влияния» в нашей стране.

      После выхода романа в свет имя Шевцова стало известным. Было ясно, что появилось произведение (немыслимое прежде в советской литературе) сильное и яркое по способам обличения зла. Изображенный мир идеологических интриганов и мошенников был выписан так выпукло и ярко, что космополитствующие «мэтры», выведенные на свет божий, теряли свою камуфляжную форму. Будь роман слаб в художественном отношении (а об этом прежде всего говорили еврейские критики), он не подвергся бы столь шумному шельмованию и не снимался бы с библиотечных полок. Параллельно успеху романа возрастало сопротивление оппонентов, особенно из числа сиониствующих критиков. Они решили нанести по нему удар «на поражение», самонадеянно заявив, что «щенков надо топить слепыми». Почти все еврейские и космополитические газеты и журналы Москвы открыли шквальный огонь не столько по роману (который был объявлен вне литературы), сколько по автору. Т. к. фактов антисемитизма найти не могли, то в качестве «криминала» определили клевету на интеллигенцию, попытку писателя поссорить ее с народом. Книгу скупали и сжигали. 2 тыс. экз. сожгли во дворе московской синагоги. В библиотеки дали негласную команду не выдавать читателям «Тлю». Из писателя сделали изгоя, создав вокруг него глухую блокаду. Влиятельные силы из числа героев его романа выполнили свою угрозу: опытный журналист, публицист — Шевцов — в теч. 6 лет не мог опубликовать ни одной строки. О приеме в Союз писателей автора уже 3 романов не было речи. В писательскую организацию он был принят, и то со скандалом, лишь через 15 лет, издав к тому времени 8 романов.

       В издательство «Советская Россия», выпустившее «Тлю», хлынул поток читательских писем в защиту Шевцова и его романа. Их было около тысячи изо всех уголков страны. Читатели возвысили свой голос в защиту автора против носителей антинародной, космополитической идеологии, «шайки» (цитата из писем), о которой идет речь в романе. Читатели называли «Тлю» подвигом писателя.

       Народная поддержка дала возможность писателю убедиться в правоте своих выводов, поверить в свое призвание и не сломаться под нажимом хорошо организованной сети «агентов влияния». В партийном аппарате нашлись государственные руководители, которые разделяли тревогу писателя. В частности, Шевцова активно поддержал член Политбюро, первый заместитель Главы правительства Д. С. Полянский, за что и поплатился своей карьерой вместе с др. партийными функционерами, выразившими свои симпатии Шевцову и его роману. Главным же гонителем Шевцова был идеолог партии Суслов.
      С тех пор отношение к Шевцову и его роману в общественно-литературных кругах стало своеобразным барометром, определяющим уровень национально-патриотического и гражданского самосознания. Кто-то, пугливо озираясь, пожимал в темных коридорах руку и говорил: «Мысленно мы с Вами!» Кто-то поспешил откреститься от знакомства с «опасным» писателем.

      Для писателя наступили тяжелые времена, но он продолжал упорно работать. За 6 лет после выхода «Тли» он создал 2 романа: «Во имя отца и сына» и «Любовь и ненависть», в которых продолжил тему «Тли», но с большей откровенностью, глубиной и остротой. Оба романа вышли в свет одновременно в 1970. По этому поводу, прочитав «Любовь и ненависть», М. А. Шолохов заметил: «Пытались съесть, но не съели. Орешек оказался не по зубам».

     Это был совершенно неожиданный ответный удар Шевцова по врагам Отечества, в стане которых возник переполох. В ход пошли злонамеренные обвинения писателя в клевете на советскую действительность: мол, в стране нет ни наркомании, ни проституции. Но в романах была не только острая правда современности, точность оценок, но и пророческий взгляд в будущее. Поэтому главным предметом его повествования всегда были вопросы общественно-политического и исторического содержания. Гражданско-публицистический пафос составляет и основу художественных романов Шевцова. Редкий для современной литературы синтез высокого патриотизма, яркой образности, публицистичности.

     Писателя — бойца, патриота, нельзя было напугать или сломить. Он продолжал бить в набат и в последующих своих романах: «Набат», «Бородинское поле», «Грабеж»; призывал народ к бдительности. Особенно ярко это выражено в «Набате» и «Бородинском поле». Роман-эпопея «Бородинское поле» — вершина в творчестве Шевцова. По времени события роман охватывает свыше 30-ти самых неспокойных и сложных лет ХХ столетия. Великая Отечественная война, разбой во Вьетнаме, «холодная война», принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции, определившей сионизм как форму расизма.
В трагические для России годы горбачевско-ельцинской разрухи Шевцов создал еще 3 романа («Голубой бриллиант», «Крах», «Что за горизонтом»), посвященных униженной и распятой России, а также десятки очерков и публицистических статей, опубликованных в патриотической прессе. К ним относятся работы о творчестве художников П. Корина, А. Герасимова, Е. Вучетича, И. Глазунова, П. Судакова и др.

       Романы Шевцова — своеобразная летопись борьбы русского человека за сохранение своей самобытности; это — разоблачение тлетворного влияния «дипломированного мещанина с философией неудачника, у которого за душой ничего святого». В его произведениях всех жанров, в т. ч. и в публицистике, в критике, тема патриотизма, тема России, ее перспектив в условиях ожесточенных идеологических боев стала главной. Художественность его произведений органически вырастала из патриотической страстности, глубокой убежденности писателя.

 
Соч.: Юность Болгарии: Очерки о молодежи новой Болгарии. М., 1954; Старые знакомые: Рассказы. М., 1958; Евгений Вучетич. Л., 1960; На краю света: Роман. М., 1960; Подвиг богатыря (о С. Н. Сергееве-Ценском). Тамбов, 1960; Орел смотрит на солнце (о Сергееве-Ценском). М., 1963; Свет не без добрых людей: Роман. М., 1962; Семя грядущего. Среди долины ровныя… На краю света: Романы. М., 1969; Тля: Роман-памфлет. М., 1964; Во имя отца и сына: Роман. М., 1970; Любовь и ненависть: Роман. М., 1970; Сполохи (очерк о жизни и творчестве П. Корина). М., 1975; Набат: Роман. М., 1975; Бородинское поле: Роман. М., 1977; Лесные дали: Роман. М., 1978; Избранные произведения в 3-х тт. М., 1988; Грабеж: Роман. М., 1990; Голубой бриллиант: Романы. М., 1998; Тля. Соколы. М., 2000; Остров дьявола (набат): Роман. М., 1998; В борьбе с дьяволом: Роман. Очерки. М., 2003.

Михайлова Л.

скачать (241,74 КБайт)
18 Января 2013
Просмотры (1924) Скачивания (463) Комментарии (0)
Восстание филологов.pdf

Восстание филологов

 

Заявление Ученого совета филфака МГУ имени М. В. Ломоносова

 

1. Школа

 

     1. Несколько лет подряд отдельные представители гуманитарного сообщества предупреждали о возможности катастрофы как в школьном образовании вообще, так и в его гуманитарном сегменте в частности. Ситуация изменилась качественно: катастрофа произошла, и русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса.

 

    2. Это произошло не потому, что власть обнаружила свою некомпетентность, а потому, что она сознательно и целенаправленно конструировала это «качественное обновление образовательной ситуации». Об адекватности данной оценки красноречиво свидетельствует, в частности, недавно утвержденная правительством РФ Программа развития образования до 2020 г., из текста которой следует, что правительство РФ полностью удовлетворено сделанным до сих пор в указанной области и не собирается корректировать образовательную политику. Единственный качественный показатель оценки уровня образования, фигурирующий в этой программе, базируется на результатах ЕГЭ и рассчитывается как «Отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ»; по мнению авторов программы, данный показатель «характеризует равенство доступа к качественным образовательным услугам».

 

       3. Политика российских властей в области образования обусловлена совокупностью причин; назовем некоторые, наиболее очевидные.

 А) Стремление власти окончательно уничтожить «советскую» составляющую «постсоветского» образования, в случае с русской классической литературойрезко ограничить обсуждение и, тем более, усвоение ее ценностей, чуждых современной политической и экономической элите, а также той части «среднего класса», которая ориентирована на обслуживание этой элиты.

 Б) Понимание того, что управление общественным сознанием осуществляется тем легче, чем ниже уровень образования.

 В) Стремление власти снять с себя возможно большую часть обязательств по финансированию образования, а в перспективе сделать его частично или полностью платным.

 Г) Давление извне, сопровождавшееся, судя по ряду публикаций в СМИ, выделением значительных денежных средств.

 

      4. Основные средства, которыми воспользовалась власть.

 А) Создание подконтрольных и хорошо финансируемых вузов, которые должны были выдвинуть программу образовательных реформ; эту роль, в основном, сыграла ВШЭ.

 Б) Информационная поддержка СМИ.

 В) Конструирование подконтрольной группы «инновационно мыслящих» педагогов, представителей общественности, деятелей культуры, которой был предоставлен режим наибольшего благоприятствования как в СМИ, так и в структурах, подконтрольных Министерству образования.

 Г) На этой основе – активная дискредитация сложившейся в СССР системы взаимоотношений по линии школа – университет как коррупционной и манипулирование реальными фактами коррупции по двум основным направлениям: а) давление на «старый» ректорский корпус с целью нейтрализации его сопротивления «реформам» и б) «форматирование» общественного мнения, сопровождавшееся рядом демагогических подтасовок (например: сочинение, как выпускное, так и вступительное, принадлежит к числу наиболее «коррупционноемких» видов экзаменов, следовательно должно быть отменено; при этом никто не объяснял [и почти никто не спрашивал], почему отменяют экзамен, а не создают новую систему контроля).

 

    5. Основные результаты, достигнутые реформой.

 А) В результате введения ЕГЭ, резкого сокращения часов на преподавание литературы в школе, а в последнее время и упразднения самого предмета «русская литература» (согласно стандарту второго поколения, сейчас в средней школе есть предмет «русский язык и литература»): а) резко, на порядок упал уровень преподавания русской литературы, уровень ее знания, уровень ее эмоционального, ценностного, культурно-психологического воздействия на учащихся, фактически лишенных возможности осмыслить литературную культуру прошлого как духовную почву для саморазвития; б) с отменой сочинения произошли иные, качественные изменения в характере преподавания: учащийся более не рассматривается как самостоятельно мыслящая личность, наделенная аналитическими способностями и умеющая реализовать их на практике в форме связного текста; теперь он должен лишь воспроизводить некоторую часть полученной информации; естественно предположить, что цель такого среднего образования - создание потребителя, «управляемой массы».

 Б) созданы условия для деградации учительского корпуса, обреченного на «подготовку к ЕГЭ» и на работу с сомнительными по качеству учебниками, пособиями, методическими разработками.

 В) Резко вырос уровень коррупции.

 Г) «Единое образовательное пространство» РФ оказалось расколото в региональном и социальном отношениях.

 

 6. Общественное противостояние разгрому образования в России незначительно, по крайней мере, в том отношении, что власть может себе позволить его игнорировать. К числу симптомов нарастающего сопротивления относятся: а) единичные опыты создания частных школ, работающих по советским учебникам и учебным программам; б) активное развитие интернет-проектов по «оцифровке» советских и дореволюционных учебников.

 

 7. Ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования усугубляется массовым закрытием школ в российской провинции и резким сокращением числа бюджетных мест, выделяемых филологическим факультетам вузов, а вместе с тем политикой слияния и закрытия самих вузов. Фактически это означает, что в самое ближайшее время будут аннулированы достижения советской образовательной системы, а вместе с тем будут окончательно преданы забвению традиции русской дореволюционной школы. Это национальная катастрофа, чреватая сломом механизмов исторической преемственности и прерыванием самой национальной культурной традиции.

 

       2. Вузы

 

 1. Университеты столкнулись с рядом сложностей, связанных с необходимостью повышения гуманитарных знаний студентов, сдавших ЕГЭ и испытывающих огромные трудности с выражением своих мыслей на письме, а подчас откровенно неграмотных (одна из симптоматических попыток преодоления продолжающей ухудшаться ситуации – введение в МГУ курса «Русский язык и культура речи» на негуманитарных факультетах). В ближайшей перспективе, если тенденция сохранится, организация курсов ликвидации неграмотности по образцу тех, что создавались в СССР на заре «всеобуча».

 2. Неспособность внятно формулировать мысли – внешнее выражение неспособности самостоятельно мыслить: потребитель «информации» в лучшем случае научится ориентироваться в ней, но не сможет осуществить ее экспертизу, а значит, и оказать сколько-нибудь существенное воздействие на информационное пространство.

 3. В данной ситуации министерство образования развернуло кампанию по сворачиванию филологического (и, шире, гуманитарного) образования в вузах. По данным УМО филологического факультета МГУ, на протяжении последнего десятилетия бюджетный набор на фундаментальные университетские направления гуманитарной подготовки («Филология», «История», «Философия» и др.) сократился как минимум втрое (примерно с 300 до 100 человек в крупных университетах, со 100 до 30 человек в менее крупных; в Новгородском, Челябинском и некоторых иных вузах он составляет ныне 10–15 чел.). Подобное сокращение набора привело к изменениям традиционных вузовских структур, реализующих гуманитарную подготовку: вместо ранее самостоятельных факультетов и отделений (филологических, исторических и т.п.) в целом ряде университетов появились Институты гуманитарных наук (или иные подразделения с подобными названиями), ведущие обучение по всей совокупности открытых в вузе гуманитарных образовательных программ. В составе новых подразделений ранее самостоятельные факультеты представлены одной-двумя кафедрами филологического, исторического и т.п. профиля, которые в создавшихся условиях вынуждены обслуживать в основном смежные направления подготовки и постепенно теряют специализированный характер, переставая быть выпускающими кафедрами.

 4. В последнее время министерство образования перешло к политике прямой дискредитации гуманитарных вузов и объявило «неэффективными» РГГУ, Литературный институт, Московский педагогический государственный университет, МАРХИ, опираясь на анекдотически неадекватные «критерии» оценки «эффективности» вузов, разработанные ВШЭ. В самое последнее время, согласно сообщениям СМИ, два вуза исключены из списка – Литинститут и МАРХИ, но, во-первых, их репутации нанесен серьезный урон, во-вторых же, вновь неизбежно возникает вопрос о качестве «экспертизы»: если признается, что она дает неверные результаты в одних случаях, то откуда уверенность в том, что в других случаях она адекватна?

 5. При этом из сферы общественного сознания постепенно, но последовательно вытесняется представление о культурообразующей роли филологии, которая все чаще третируется как нечто незначительное и необязательное.

 Один из ярких симптомов этого процесса – скандальная ситуация на филологическом факультете СПбГУ, где количество бюджетных мест на русском отделении бакалавриата ныне ограничено двадцатью пятью.

 Позволим себе напомнить о том, что еще недавно казалось самоочевидным. Во-первых, филология - это не только и не просто обучение родному и «иностранным» языкам, это система знаний о принципах возникновения и развития языков, о механизмах их воздействия на культуру; без этих знаний невозможно само обучение языкам, т.к. любые серьезные учебники, пособия, методические разработки создаются на основе понимания системных процессов в области языковой деятельности.

 Во-вторых, филология – это критика текста и герменевтика, предоставляющие человеку и обществу возможность интеллектуальной независимости, т. е. позволяющие установить правильный текст памятника и дать его адекватную интерпретацию; при этом разработанные филологами принципы и приемы критики текста позволяют осуществить экспертизу любого письменного или устного сообщения на предмет установления его подлинности или подложности, явных и скрытых информационных возможностей, датировать его (т.е. включить в культурную историю, а также в историю науки: ведь все без исключения науки имеют дело с текстами) и установить его автора, а вместе с тем и цели, которые он преследовал, создавая данное сообщение.

 В-третьих, филология – это история литературы, которая объясняет, как и почему оказались связаны друг с другом тексты, разнесенные в пространстве и времени: без этих знаний вся национальная культурная традиция (в конечно счете – и вся мировая культура) неизбежно предстанет хаотическим нагромождением случайных письменных памятников, что может устроить только тех «креативно мыслящих» «деятелей культуры», которые сознательно работают на ее разгром.

 

 Понимая свою ответственность перед обществом, нижеподписавшиеся заявляют:

 1) о неприятии политики разгрома российского гуманитарного образования, которую проводит министерство образования;

 2) о недоверии тем чиновникам всех уровней, которые эту политику разрабатывают и реализуют;

 3) о целесообразности предания гласности всех данных, которые позволят обществу оценить эффективность деятельности министерства образования за последние двадцать лет и уровень нанесенного им ущерба, в т. ч.:

 а) о количестве закрытых школ по регионам и об общей динамике в этой области; б) о размерах государственного и иного (включая зарубежные фонды) финансирования программ министерства образования; в) о результатах ЕГЭ по всем регионам России и по всем образовательным дисциплинам с момента его внедрения и о необходимости профессионального анализа этих результатов.

 4) о необходимости развертывания широкой профессиональной дискуссии о путях выхода из создавшегося положения.

 

Принято единогласно на заседании Ученого совета филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

скачать (232,24 КБайт)
18 Января 2013
Просмотры (1651) Скачивания (318) Комментарии (0)
Родной человек.pdf

Родной человек

соединяет людей в Вечности …

.

.

Священник Александр Шумский,

Русское Воскресение

.

.

       В детстве я не любил книги, предпочитая чтению возню с мячом в одном из московских двориков. Футбольный мяч был для меня лучшим подарком, и как ни пытались родители подсовывать мне интересные книги, из этого ничего путного не получалось. Покойный отец очень сокрушался и нередко говорил маме, что обеспокоен состоянием моего умственного и душевного развития.

       После окончания восьмого класса, меня, как обычно, отправили на каникулы, на дачу. Помню, как в день отъезда отец подозвал меня и, сказав: "вот тебе, сынок, подарки", протянул коробку и какую-то книгу. В коробке оказались настоящие адидасовские футбольные бутсы, а книга называлась "Преступление и наказание". Моей радости не было предела, но, разумеется, не от книги. Выдержав паузу, пока не иссяк мой восторг, отец продолжил: "Очень прошу тебя, Саша, найди время прочитать эту книгу". Я, естественно, пообещал и тут же забыл об этом.

      Начались замечательные дни подмосковного мальчишеского лета — беготня до полного изнеможения, купание, рыбалка, мегалитры молока и сметаны, бабушкино ласковое ворчание. Однажды ночью, когда я долго не мог заснуть от дневного перевозбуждения и жары, мой взгляд упал на стоящие у кровати бутсы и неожиданно в памяти возникли отцовские слова: "...Саша, найди время прочитать эту книгу". Ощутив что-то вроде угрызений совести, я открыл ее и стал читать: "В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки...".

        Так началось мое путешествие в мир по имени Достоевский. ...

.

Читать полностью в pdf

скачать (242,96 КБайт)
04 Декабря 2012
Просмотры (1581) Скачивания (427) Комментарии (0)
Лад и разлад деревенской жизни.pdf

Русский мир. Лад и разлад деревенской жизни

.

.

Ирина Ушакова

.

.

.

.

 

 

      Именем Лада древние славяне называли не только богиню любви и красоты, но весь строй своей гармоничной жизни. В Толковом словаре В. И. Даля слово «лад» толкуется как «мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды, порядок». В семьях славянских народов веками жена называла мужа ладо, а муж жену - ладушкой. «Лады», - говорят люди, когда положительно решено благое дело. «Не то хорошо, что хорощо, а то, что ладно», - звучит русская пословица. «В лад да в меру» строилась жизнь русского крестьянина.

      На мирный лад настраивает деревенское лето со всеми его трудами и чувствами. Ладятся лето и осень в русской деревне, поскольку всё там напоминает о жизни дедов и прадедов. В сенях дома висят на стенах сани, косы, рыболовные сети, стоят плетёные коробы для сена. И всё это напоминает о былой - богатой и цельной - жизни. В воображении возникают образы из книги Василия Белова «Лад», написанной им о родной Вологодчине...

.

 

http://file-rf.ru/analitics/730

.

Читать полностью в pdf

скачать (205,33 КБайт)
04 Декабря 2012
Просмотры (1521) Скачивания (418) Комментарии (0)
К 80-летию Василия Белова.pdf

К 80-летию Василия Белова

.

.

Валентин Распутин,

Владимир Крупин

.

.

     23 октября исполнится 80 лет крупнейшему русскому писателю Василию Ивановичу Белову. На страницах газеты "Культура" его поздравляют близкие друзья - Валентин Распутин и Владимир Крупин.

.

.

.

Владимир Крупин, Валентин Распутин и Василий Белов на озере Байкал. 1989 год. 

.

.

      Валентин РАСПУТИН:

.

Мы знакомы с Василием Беловым, можно сказать, всю мою литературную жизнь. Сам я моложе Василия Ивановича на пять лет, а потому пришел в литературу чуть позже. И когда я только начинал писать, у него уже были изданы несколько сборников рассказов и повесть «Привычное дело», которая произвела на меня огромнейшее впечатление. Именно после нее у нас стали активно говорить о писателях-«деревенщиках». Сам я до этого боялся писать о деревне, которую хорошо знал и из которой вышел. ...

.

      Владимир КРУПИН:

.

    Честно говоря, тянуло написать в заголовке: «Последний классик нового времени». Но решил не торопиться с оценкой. Русская литература загадочна в своей основе и, как знать, может, еще явит изумленному миру новые откровения прозы и поэзии. Хотя поверить в это после явления в литературе таланта такого уровня, как Василий Иванович Белов, - дело почти фантастическое. ... .

.

http://www.taday.ru/text/1874769.html

.

Читать полностью в pdf

скачать (254,97 КБайт)
04 Декабря 2012
Просмотры (1630) Скачивания (442) Комментарии (0)
Василий Белов, крестьянский сын.pdf

Василий Белов, крестьянский сын

.

.

Капитолина Кокшенева

.

.

Писателю В.И. Белову исполняется 80 лет …

.

.

 

     Василия Ивановича Белова я долго боялась. В этом невысоком, крепком человеке всегда чувствовала строгость: вот возьмет сейчас свою знаменитую палку, наставит на меня и спросит что-нибудь важное и трудное. Так оно и случилось...

     В журнал «Москва» Леонид Бородин позвал меня в 1993 году. 4 октября, в дни расстрела «Белого дома» (Верховного Совета), я пришла на Арбат, где меня ждала сотрудница, вместе с которой мы немедленно отправились по домам. На Арбате стреляли.

    Потом была первая в моей жизни редколлегия, на которой Леонид Бородин озвучил свои гражданские позиции (он не мог пойти под красные флаги белодомовских сидельцев, но очень жестко осудил расстрел), и предложил тем, кто с ним не согласен - подумать, стоит ли работать в журнале под его руководством. Остались все. Вскоре появились первые «срочные» публикации о событиях 1993 года, среди которых - отклик отца Александра Шаргунова, народного артиста Владимира Заманского, с которым я долгие годы приятельствовала, и небольшая статеечка нашего любимого доктора - Александра Викторовича Недоступа. А чуть позже я впервые увидела в редакции Василия Ивановича, написавшего пьесу с простым названием «Семейные праздники», в основании которой лежали уже даже не драматические, а трагические для народа коллизии эпохи перемен после 1993-го - года межевого в истории, культуре, жизни...

     Это была единственная пьеса, напечатанная в нашем «толстом» литературном журнале за последние двадцать лет. Трудно было не сделать для Белова исключения. Ведь он и сам, стоявший на баррикадах и упрашивающий милицию «пропустить народ к их депутатам», переживал это время с отчаянно горестным сердцем. Везде и всюду перестали уважать государство, в котором он жил, получал образование, рос и креп как писатель. Вот в этом-то пункте - уничижения государственности как таковой - тогда многие не сходились друг с другом.

.

      Василий Белов, крестьянский сын, видел в государстве не только советский хребет, но и большое историческое дело русского народа, способного к культуре государственного имперского строительства. Дело, укорененное в веках.

...

.

Читать полностью в pdf

скачать (298,83 КБайт)
22 Октября 2012
Просмотры (1298) Скачивания (368) Комментарии (0)
Пророческое служение.pdf

Пророческое служение

.

.

Виктор Бараков

Русская народная линия

.

.

 К 80-летию Василия Белова …

.

     Публицистике Василия Белова присуще удивительное свойство: с течением времени она не теряет свою силу, а наоборот, становится еще более значимой для национального самосознания.

    «Многие русские поэты и писатели осознавали свое служение как пророческое, - говорит Патриарх Кирилл. - Нередко они первыми ставили вопросы, которые со временем (выделено мной - В.Б.) осознавались как общечеловеческие проблемы...».

    В самом начале своего великого и скорбного пути Василий Белов понял, в каком расколотом духовном пространстве мы находимся: «Наша культура, наша духовность где-то во времена Пушкина пошла по двум направлениям: светская культура и культура чисто духовная, религиозная. Они как бы разошлись, и один, чаадаевский или декабристский путь, а другой - путь наших священнослужителей, духовенства. Это было трагическое и, как мне кажется, искусственное разделение». (1, С. 59). - Здесь и далее цитируется этот источник. - В.Б.).

    Уже тогда Василий Белов обладал поразительными, потрясающими познаниями. Он в 1970-е годы читал запрещенные труды Константина Леонтьева, Михаила Меньшикова, Константина Победоносцева, Св. Прав. О. Иоанна Кронштадтского, Льва Тихомирова, гонимого Игоря Шафаревича, не говоря уже о Федоре Достоевском и Иване Ильине. Признаемся, положа руку на сердце: так ли часто мы советуемся с ними? Увы, у нас каждый - сам себе философ. В философии, политике, литературе и футболе у нас разбираются все.

    Василий Белов, как и его друг Шукшин, все эти годы «был в центре борьбы за национальную, а не интернационально-еврейскую Россию». (С. 326).

    Он выступал против «рационального» упрощения, против стандартизации нашей жизни, твердил про геноцид русских, но его слова пропускали мимо ушей, - мол, преувеличивает мужичок, надо шагать в ногу со всем миром. Теперь и сама жизнь миллионов не нужна - проще сократить население...

    Василия Белова снисходительно, а то и презрительно называли «деревенщиком»: «Ату его! - кричат идеологические и технические прогрессисты. - Он же идеализирует прошлое!» (С. 45). На самом деле Белов уже тогда увидел в крестьянстве (и не только в крестьянстве!) носителя православного сознания, смертельно опасного для либералов.

    Упомянутый Беловым стан уже в те годы «почти открыто противостоял его родине - России». (С. 347). В выборе средств он не стеснялся: «Нам усиленно прививали всевозможные комплексы, - пишет классик. - Враги ненавидели нашу волю к борьбе. Тот, кто стремился отстоять свои кровные права, кто стремился к цели, кто понимал свое положение и осознал важность своей работы, кто защищал собственное достоинство, был для этих «культурников» самым опасным. Таких им надо было давить или дурить, внушая комплекс неполноценности». (С. 312).

    В годы, когда происходило так называемое «второе крещение Руси», Василий Белов предостерегал: «Продолжается многовековая борьба с христианством... Нынче нашу Родину распинают на этом кресте и суждено ли ей воскреснуть, зависит от нас самих». (С. 122).

    Многие ли тогда его услышали? - Поверили единицы, остальные пребывали в эйфории.

   Еще один призыв двадцатилетней давности, обращенный к мыслящей национальной интеллигенции, остается актуальным и сейчас: «Я призываю развеять три популярных мифа: 

    1. Миф о безальтернативности выбранного нами пути.

   2. Миф о несовместимости науки и веры в Бога.

   3. Миф о нравственном нейтралитете науки». (С. 47).

   Еще одна опасность, о которой Белов говорил всегда: иллюзорная надежда на «перерождение» власти. И нынешние потуги власть предержащих оседлать патриотического конька обречены на провал: «Я всей кожей чувствую, что с антинародной властью Россия не примирится ни сегодня, ни завтра». (С. 237).

   Василий Белов учит нас не падать духом: «Народная жизнь обладает, по-видимому, и свойством регенерации, свойством восполнения, как восполняются или даже возрождаются почти что из ничего некоторые растения и организмы...» (С. 65).

   Прислушаемся ли мы к нему хотя бы сейчас?..

.

Виктор Николаевич Бараков, литературный критик, г. Вологда.

скачать (302,78 КБайт)
22 Октября 2012
Просмотры (1379) Скачивания (394) Комментарии (0)
ЧУДО БЕЛОВА.pdf

ЧУДО БЕЛОВА

.

.

К 80-летию со дня рождения

.

.

Владимир Бондаренко

.

.

.

      Василию Ивановичу Белову, русскому классику, 23 октября 2012 года исполнится 80 лет. Он давно уже стал не только символом русской национальной литературы ХХ века, но и символом русского народа, русских традиций и обрядов, русского характера. Он и сам всегда был похож на своего классического героя из повести "Привычное дело" Ивана Африкановича. Такой же труженик, такой же непоседа, такой же оптимист. Что ни случись в шумливой и гневливой России — всё привычное дело. Всё мужик перетерпит, и не согнётся, останется со своим независимым характером.

     Вот и у Василия Ивановича характер тоже всегда был строптивый. Что не по нему — готов спорить и с друзьями, и с начальниками, и с любыми чужеземцами. Мне тоже доводилось не раз, при всем моем безусловном уважении к природному русскому гению, сталкиваться с ним по самым разным литературным и житейским вопросам. Тем более, оба с русского Севера, оба и вскормлены журналом "Север". Бывал я и в родном беловском селе Тимониха, гостевал у Василия Ивановича дома, ездил с ним по разным русским городам. Через него я, горожанин, познавал традиционный народный быт. Белов, конечно, куда более консервативен, чем я, традиционалист в самом чистом и высоком смысле этого слова, но по отношению к России, к её ценностям, к её победам и даже к её бедам — у нас общий взгляд. Не случайно, Василий Иванович с первых дней существования газеты "День" становится членом её редколлегии, постоянным автором и "Дня", а затем и "Завтра", и "Дня литературы". Кстати, при всей своей занозистости, он всегда понимал важность русского национального единства, важность согласия в борьбе за Россию. Он мог не соглашаться с авангардностью Проханова, с левизной национал-большевиков, но ради единения России всегда был в наших рядах.

     Посмотреть на Василия Ивановича в поле или в избе, в разговорах и спорах — сразу и не поймешь, что за великий человек стоит перед тобой. Невысокий мужичок, задиристый и пылкий, энергичный и работящий. Небольшой любитель интеллигентских разговоров. Может, бригадир колхозный, или агроном. Но начинаешь хоть по сотому разу перечитывать его "Привычное дело", его "Вологодские бухтины", его "Кануны" — и понимаешь, что ты общаешься с настоящим классиком русской литературы. ...

.

Читать полностью в pdf

скачать (301,48 КБайт)
18 Октября 2012
Просмотры (1260) Скачивания (459) Комментарии (0)
Стойкость отверженных.pdf

СТОЙКОСТЬ ОТВЕРЖЕННЫХ

.

.

Академик живописи Гелий КОРЖЕВ отвечает на вопросы корреспондента "Завтра"

.

.

    — Гелий Михайлович, вы прошли огромный творческий путь. Могли бы вы сегодня вспомнить ваши первые опыты занятий живописью?

.

    — Начинал я в кружке по скульптуре. Мне тогда, в 1935 году, было десять лет. Детство я прожил в районе Остоженки. Музей изящных искусств имени Пушкина располагался недалеко. Как-то я зашел в музей и увидел, что идет запись в детский кружок при музее. Я, как требовалось, достал где-то пластилин и записался в этот кружок.

     Сейчас с теплотой вспоминается та живая и подлинно демократическая атмосфера, которая царила тогда в музее Пушкина. Детские студии по скульптуре и рисунку занимали подвальные помещения здания. Все экспозиционные залы были полны рисующих детей. В моем кружке дело было поставлено таким образом: мы поднимались в музей, произвольно выбирали какую-либо скульптуру, а потом спускались и по памяти лепили ее внизу.

     В музее бывали и знаменитые художники. Очень хорошо помню, как Павел Корин рисовал Гатамелата. Строгий, в белом халате художник стоял перед мольбертом, а мы скопились вокруг и, затаив дыхание, наблюдали за его действиями. Сейчас в Пушкинском музее совсем все по-другому. А в те годы, о которых я рассказываю, музей жил еще заветами Цветаева, оставался по духу общественным, просветительским учреждением при Московском университете. Вскоре рядом с моим домом под окнами открылась детская студия живописи, которую вела прекрасный педагог Антонина Петровна Сергеева, кстати ученица Коровина. Примечательно, что нашу студию посещали и беспризорники. Помню, один пришел к Антонине Петровне со своей работой. Это был портрет Пушкина, писанный масляными красками на стекле. Портрет можно было смотреть как с одной, так и с другой стороны, что представляло предмет особой гордости автора. Антонина Петровна взяла мальчика в группу, потом купила для него ботинки и пальто…

.

Читать полностью в pdf

Беседу вел Андрей ФЕФЕЛОВ

.


скачать (347,69 КБайт)
20 Сентября 2012
Просмотры (886) Скачивания (182) Комментарии (0)
Поле русской культуры.pdf

Поле русской культуры

.

.

Юрий Покровский

.

.

Часть первая.Русская земля …

.

.

     Русская земля известна с IХ века по Р.Х. и занимала преимущественно лесистую часть Восточно-Европейской равнины от Карпат до верховьев Оки и Волги. Конечно, любое историческое образование возникает не одномоментно, а венчает собой длительные социальные процессы. Одним из таких процессов являлась миграция славян с Запада на Восток.

    В целом, возникновение славянской расы и ее миграционные потоки носили весьма противоречивый и порой взаимоисключающий характер вследствие неоднозначных реакций примитивных обществ на культурное влияние Византии. Христианская империя по вполне понятным причинам стремилась окружить себя дружественными племенами и на протяжении веков проводила широкомасштабную миссионерскую политику направленную на пропаганду своего образа жизни среди варваров. Если античный Рим сотрясал Европу своими легионами, которые гнули в бараний рог или истребляли всех несогласных с волениями латинян, то Константинополь больше полагался на могущество Слова; на притягательность своих обустроенных городов и гаваней; на красоту своих монастырей, соборов и дворцов.  ...

.

Читать полностью в pdf

скачать (177,52 КБайт)
20 Сентября 2012
Просмотры (850) Скачивания (117) Комментарии (0)
Не унывать родилися!.pdf

«Не унывать родилися!»

.

.

Писатель Владимир Крупин о Православной Церкви, литературе, и наступлении пошлости

.

.

.

       «СП»: - Вы не думаете, что наметившийся раскол, поляризация общества вокруг отношения к церкви, к Православию может повредить нашей стране?

     - Малое стадо Христово всегда будет гонимо. Не исключаю, что всех нас, ныне живущих православных, ещё будут гнать из домов, убивать. Надо доказывать свою верность Христу. А как без поляризации, противостояния. Это началось у Голгофы. Это благотворная поляризация. Я уверен: не деньги побеждают, а любовь к отечеству. Я помню триумф нашего футболиста Яшина в 60-е годы в Англии. Когда английская королева пригласила его на приём, ему надеть было нечего. Костюма приличного не нашлось. Наши футболисты получали, как инженер на заводе, но при этом побеждали, гремели на весь мир. Потому что играли из любви к Родине. Теперь у наших звёзд футбольных по сто костюмов, но их уже королевы не приглашают. ...

.

Читать полностью в pdf

скачать (260,29 КБайт)
17 Сентября 2012
Просмотры (829) Скачивания (123) Комментарии (0)
Начинается реформа российской культуры..pdf

Начинается реформа российской культуры. Есть опасения...

.

.

Должны ли культура и искусство приносить доход государству?

.

.

     В прямом эфире радио КП профессор, доктор искусствоведения Дмитрий Трубочкин и доктор экономических наук, профессор, директор института экономики РАН Руслан Гринберг обсуждают с корреспондентом «Комсомолки» Ниной Кузьминой, зачем развивать культурные ценности в обществе потребления.

.

     Кузьмина:

    - У нас не совсем экономическая тема. Мы поговорим о культуре и науке. С приходом нового министра Владимира Мединского начинается реформа культуры. Профессиональных людей, которые работают в сфере культуры, многое в этой грядущей реформе пугает.

.

     Трубочкин:

     - Опасения есть. Все общество присматривается к тому, каким образом поведет себя министр. Как он будет выстраивать политику министерства культуры. И нас озадачило, что, в первую очередь, мы почувствовали на себе, на наших институтах, что интерес направляется в нашу сторону. Была проведена серия комплексных проверок, надеюсь, заключение пойдет положительное в министерство. Но самое главное, была проведена серия встреч, бесед, знакомств именно с институтами, чтобы разобраться, для чего они нужны и чем занимаются.

    Что нас озадачивает в этой ситуации? В модернизации культуры взялись за самую маленькую ее часть, за пять институтов, которые находятся в подведомстве министерства культуры РФ, но по существу своему являются институтами академическими. ...

.

Читать полностью в pdf

скачать (255,46 КБайт)
17 Сентября 2012
Просмотры (636) Скачивания (115) Комментарии (0)
Блеск и нищета Шукшинского фестиваля.pdf

Блеск и нищета Шукшинского фестиваля

.

.

Анатолий Ярмолюк,

Созидатель

.

.

      От автора.  Сам того не желая, я поставил перед собой двусмысленную и, как оказалось, весьма непростую задачу: написать о шукшинском фестивале. Отобразить, так сказать, это событие снаружи и изнутри. Не знаю, писал ли кто-нибудь ранее об изнанке шукшинского фестиваля. Может статься, что и не писал. О таких мероприятиях принято писать в восторженных тонах. Как-никак ─ культурное событие общероссийского масштаба! Впрочем, я заранее отказываюсь от лавров первооткрывателя. Какие уж тут лавры? Сами знаете, как называется тот, кто пытается снискать лавры на всяческой сенсационной тематике. Да и не будет здесь никаких сенсаций. Будет правда ─ радостная и легкомысленная, а также невеселая и тяжелая. Будет все, как оно обычно и случается в жизни.

.

* * *

.

    Шукшинский фестиваль ─ событие ежегодное. Приурочен он ко дню рождения великого русского писателя, актера и режиссера Василия Макаровича Шукшина, и происходит в селе Сростки Алтайского края, малой родине писателя. На фестиваль по обыкновению съезжается народ едва ли не со всей России: писатели, артисты, ценители творчества Василия Макаровича, просто любители отдохнуть и весело провести время. На то он и всенародный праздник. В нынешнем году на фестиваль решила поехать делегация кузбасских писателей. Намеревались ехать многие из писателей, но, как оно бывает, в самый последний момент у всякого нашлись неотложные дела. У кого-то сломалась машина, кто-то вывихнул ногу... Поэтому в Сростки отправилась небольшая и бесхитростная компания в составе пяти виртуозов пера. Плюс автор этих строк, увязавшийся за виртуозами в качестве корреспондента. ...

.

Читать полностью в pdf

скачать (211,36 КБайт)
17 Сентября 2012
Просмотры (644) Скачивания (154) Комментарии (0)
«Доплывем» ли до Вампилова.pdf

«Доплывем» ли до Вампилова?

.

.

«Время нужно только для того, чтоб разлюбить.

Полюбить – времени не надо».

.

Александр Вампилов.

.

75 лет со дня рождения и 40 лет со дня смерти известного драматурга

.

.


Наталья ОСТРОВСКАЯ, Фото Дарьи СТРЕКАЛОВСКОЙ и из архива Тамары БУСАРГИНОЙ

.

.

Читать полностью в pdf

скачать (431,56 КБайт)
17 Сентября 2012
Просмотры (734) Скачивания (324) Комментарии (0)
Маэстро.pdf

Маэстро

.

Памяти дирижёра Николая НЕКРАСОВА

.

.

Валерия Вартанова

.

.

     

.

    Россия — страна, известная своими природными богатствами. Но ещё более она богата талантливыми людьми, которые составляют её силу, славу и гордость. Есть художники, внесшие за свою жизнь такой огромный вклад в сокровищницу родного искусства, что содеянное ими будет освещать ярким светом и грядущие поколения людей. Именно к таким личностям относится и народный артист СССР Николай Николаевич Некрасов, всемирно известный дирижёр, отмеченный многими государственными наградами и любовью миллионов людей. 30 июня ему исполнилось бы 80 лет. Среди множества слов, которые способны выразить роль и значение этого артиста для людей, для искусства, наиболее подходящим представляется словосочетание "Русское чудо" — таким был заголовок одной из газетных статей во время гастролей одного из самых знаменитых в мире оркестров русских народных инструментов — Академического оркестра русских народных инструментов радио и телевидения, возглавляемого Николаем Некрасовым, — по городам США.  ...

.

Читать полностью в pdf

скачать (275,12 КБайт)
23 Июля 2012
Просмотры (667) Скачивания (140) Комментарии (0)
«Искусство не должно быть развлекаловкой».pdf

.

Взгляд. Василий Ливанов: «Искусство не должно быть развлекаловкой»

.

.

Ирина Ушакова,

Файл-РФ

.

.

    Сегодня о наболевших вопросах современного кино, о проблемах культурной политики мы беседуем с выдающимся киноактёром, сценаристом, писателем, народным артистом России Василием ЛИВАНОВЫМ …

.

Читать полностью в pdf

скачать (361,86 КБайт)
27 Мая 2012
Просмотры (914) Скачивания (222) Комментарии (0)
Судьба языка — судьба народа.pdf

Судьба языка — судьба народа

.

.

Николай Леонов,

Русский дом

.

.

    Глядяна всё, что творится в последнее время на родной русской земле, всё чаще вспоминаешь безсмертные слова волшебника русского языка писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?»

     Эти слова написаны в XIX веке. А сейчас русский язык, эта «последняя опора и поддержка» нации, опасно зашаталась. Изо всех уголков некогда великой Руси слышны отчаянные крики о помощи гибнущему русскому языку. Наша плодороднейшая лингвистическая нива, на которой трудились гиганты мировой литературы, на глазах зарастает чертополохом сквернословия и новояза. Катастрофически сужается ареал русского языка. Как не вспомнить библейскую притчу о Вавилоне, где люди, утратив единый язык, рассеялись по свету и не смогли реализовать свой амбициозный проект строительства башни.

    Вавилонский сценарий был разыгран с абсолютной точностью в Советском Союзе, когда в течение всего одного года (с января 1989-го по январь 1990 г.) в 11 союзных республиках были приняты законы о языке. Русский язык как язык «имперского центра» был поставлен практически вне закона. Это была прелюдия к ликвидации и самого Советского Союза. Политические амбиции оказались сильнее, чем все остальные интересы, связанные с развитием экономики, науки, культуры и т.д. ...

.

Читать полностью в pdf

скачать (149,38 КБайт)
27 Мая 2012
Просмотры (838) Скачивания (169) Комментарии (0)
Валентину Григорьевичу Распутину 75!!!.pdf

Великому русскому писателю

Валентину Григорьевичу Распутину – 75!!!

.

.

.

Читать полностью в pdf

скачать (247,74 КБайт)
15 Марта 2012
Просмотры (1101) Скачивания (230) Комментарии (0)
Русский Север.pdf

Русский Север

.

.

Материал подготовлен Александрой Лушиной

.

.

     Тот, кто впервые увидел Русский Север, оказавшись в этом удивительном краю, не может не испытать чувства некоторой нереальности, сказочности. То, что чудилось поэтической фантазией, фольклорным мифом на полотнах Васнецова или Билибина, на самом деле существует и во всей своей древности или вымышленности вторгается в сознание раз и навсегда. ...

.

Читать полностью в pdf

скачать (274,76 КБайт)
22 Февраля 2012
Просмотры (1226) Скачивания (534) Комментарии (0)
Россия имеет свой гений!.pdf

«Россия имеет свой гений!»

.

Десять лет назад, в сочельник 1998 года, не стало Георгия Свиридова

.

.

Иван Вишневский

НОМЕР 1 (737) ОТ 2 ЯНВАРЯ 2008 г.

.

.

      "Я человек русский, и люди, живущие здесь, мне дороги. Я русским людям сочувствую очень… Не то чтобы они были лучше других людей, населяющих Землю — нет, я не берусь так говорить. Разные есть русские люди. Но я их больше понимаю, потому что я сам русский человек, прожил здесь жизнь" (из наших бесед, 1988 г.).

.

    "Музыка должна вернуться по существу к нравственным категориям. Она должна стать духовным искусством. Духовное искусство должно вернуться к своему духовному предназначению. Должно говорить на высоком тоне о чем-то таком, что касается как можно большего числа людей. Все великое искусство стремилось выйти к человечеству, говорить с человечеством. Большинство искусства — великого — разговаривало о человеке и Боге" (из наших бесед, 1988 г.).

.

      "Искусства не нового не бывает! Тогда оно не воздействует, если это повторение. Оно быстро отмирает, потому что есть всегда перед глазами лучший образец. Значит, искусство может быть только новым. Но искусство без традиции также не существует. Не бывает. Каждое искусство имеет свою генеалогию. Оно от каких-то корней развивается — как дерево растет. Другое дерево может быть рядом, от других корней растет. И мне кажется, что сейчас для нашего искусства, которое очень много испытывало разнообразных влияний, особенно за двадцатый век,— самое, мне кажется, новое и самое ценное — это возврат к своим глубоким отечественным национальным традициям" (из наших бесед, 1988 г.).  ...


.

1 фильм "Я покинул родимый дом" Георгий Свиридов

.


.

2 фильм "Не мани меня ты, воля" Георгий Свиридов

.

.

3 фильм "Тяжко нам было под вьюгами" Георгий Свиридов

.

.

4 фильм "Звук привычный, звук живой" Георгий Свиридов

.

.

5 фильм "О, судьба! И народа, и ..." Георгий Свиридов

.

.

6 фильм "Тихо. И будет всё тише..." Георгий Свиридов

.

.

Читать полностью в pdf

скачать (151,33 КБайт)
22 Января 2012
Просмотры (4083) Скачивания (175) Комментарии (0)
Художник Солнцев Федор Григорьевич.pdf

Жизнь и труды художника Федора Солнцева

.

.

Галина Аксенова

.

.


«Солнцев был одним из тех лучших и немногих,

которые учили нас всех ценить и любить

настоящую коренную Русь».

В.В. Стасов

.

.

     В Государственной Третьяковской галереяи экспонируется небольшая картина «Крестьянское семейство», выполненная в 1824 г . выпускником Академии художеств в качестве программы на Малую (вторую) золотую медаль. Традиционное программное задание с незамысловатым сюжетом, несложное, но продуманное композиционное построение, теплый колорит – настоящая академическая работа. Она заслужила признание и одобрение членов комиссии, ее автор получил золотую медаль, а молодой художник – право на пенсионерскую поездку, которым не воспользовался. Эту картину в конце XIX века забрал в свою галерею П.М. Третьяков, с нее делали учебные копии студенты Академии художеств. Кто бы мог тогда, в 1824 году, представить, что с этой незамысловатой программной работы начнется великий путь выдающегося русского художника, без которого немыслим сегодня разговор о культуре XIX в. вообще, о русской архитектуре и русской книжности, в частности. Имя этого художника — Федор Григорьевич Солнцев (1801-1892).  ....

.

Читать полностью в PDF

скачать (347,99 КБайт)
22 Января 2012
Просмотры (1183) Скачивания (224) Комментарии (0)
Голос, рожденный под Вологдой.pdf

Голос, рожденный под Вологдой:

Повесть о композиторе Валерии Гаврилине




      Из чего складывается национальная культура? Она складывается из деятельности простых смертных людей, действующих либо в науке (логика), либо в искусстве (художественный образ). А верующие смертные люди делятся на обычных и на святых подвижников. И в науке, и в искусстве такие люди присутствуют. Национальную культуру создают гении и таланты. Градация талантов неисчислима, иное дело гениальные люди, их можно сосчитать, загибая пальчики. ...

     ...  Судьбу музыканта Гаврилина можно сравнить с судьбой поэта Рубцова. Валерий Гаврилин и Николай Рубцов — оба плоть от плоти русской национальной культуры. Оба они соразмерны по таланту, сходство их личных судеб очевидно, и оно просто потрясает. Трагична была их жизнь и смерть. ...

http://www.booksite.ru/gavrilin/index.htm

http://video.mail.ru/mail/sotvorezsozdatela/444/616.html

Читать полностью в pdf

скачать (611,36 КБайт)
07 Декабря 2011
Просмотры (1058) Скачивания (267) Комментарии (0)
Звучащая Русь Георгия Свиридова.pdf

Звучащая Русь  Георгия Свиридова


Ульяна Дроздова

Фонд "Русское единство"


       Он посвятил жизнь тому, чтобы Русь из «деревянной» и «отчалившей» стала вернувшейся, вновь звучащей, ожившей. (Так называются его блистательные сочинения на стихи Есенина - маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» 1964 года и поэма 1983 года «Отчалившая Русь»). Он уникален как композитор, потому что в ХХ веке ему удалось сохранить в музыке гармоничность и передать ощущение красоты Божьего мира, света в Русском мире. Большинство наших композиторов-гениев в поиске нового языка отражали не самые светлые стороны бытия, чем нередко, как кажется, затрудняли путь слушателя к поиску катарсиса и спасения.
      У Свиридова во всем сохраняется корневое, русское. Идущее в профессиональной, авторской музыке от традиций Глинки, Мусоргского, «Могучей кучки», прежде всего Рахманинова. У Шостаковича, выдающегося гения, опора преимущественно, скажем, на еврейский мелос, у Прокофьева ─ так сказать, на общеевропейский. Это ─ музыка гениев, но нас интересует русский код в музыке, в мировом космосе, а именно поиском и сохранением его был озабочен ученик Шостаковича Георгий Васильевич Свиридов, родившийся 16 декабря (3.12 по ст. ст.) 1915 г., в г. Фатеже Курской губернии в семье почтового служащего и учительницы.
      Важно подчеркнуть: наши композиторы второй половины ХХ, кажется, почти не написали хитов, то есть произведений, находящихся в слуховой памяти большинства. А у Свиридова есть гениальный «Романс» к пушкинской «Метели». Да и весь этот цикл - одна из последних вершин русской музыки. Он стал популярен настолько, что побудил композитора записать в своем дневнике в начале 1980-х: «Я хочу говорить так, чтобы меня понимали, понимали смысл того, о чем я хочу говорить. Я хочу, чтобы меня, прежде всего, понимали те, кто понимает мой родной язык. Стучусь в равнодушные сердца, до них хочу достучаться, разбудить их к жизни, сказать о ней свои слова, о том, что жизнь не так плоха, что в ней много скрытого хорошего, благородного, чистого, свежего. Но слушать не хотят, им подавай «Вальс» из «Метели»...». ...
 


Читать полностью в pdf

скачать (203,79 КБайт)
13 Ноября 2011
Просмотры (992) Скачивания (192) Комментарии (0)
Иуда как олицетворение общества потребления ….pdf

Иуда как олицетворение общества потребления …

 

 Светлана Замлелова,  

член Союза писателей России


     ... Ещё недавно в западноевропейской литературе отображался тот человеческий тип, что принято называть прометеевским или фаустовским. Прометей, похитивший для людей огонь у богов, овладел высшим, недоступным для смертных секретом, что помогло людям не просто облегчить себе жизнь, но и обрести силу. Отныне подчинённая стихия оказалась на службе у человечества. Так сильна была мечта о земном всемогуществе Фауста, что, не убоявшись Бога, он обратился за помощью к дьяволу. К загробной жизни Фауст равнодушен, он хочет, «Чтоб дух по зову мне явился / И тайну бытия открыл. / Чтоб я, невежда без конца / Не корчил больше мудреца, / А понял бы, уединясь, / Вселенной внутреннюю связь, / Постиг всё сущее в основе / И не вдавался в суесловье». Дерзость в освоении и покорении окружающего мира, стремление к земному всемогуществу, основанные на рационализме, индивидуализме и предприимчивости ─ вот что отличало западного человека.

      Русская литература отображала иоанновского человека, склонного к различению в каждой песчинке присутствия Божества. Это не деятельный, но созерцательный тип, сомневающийся и страдающий от несовершенства мира. «Не Бога я не принимаю, Алёша, ─ говорит Иван Карамазов, ─ я только билет ему почтительнейше возвращаю». Иоанновский человек не одержим жаждой власти, он ищет каких-то абсолютных идеалов, отсутствие которых доводит его до полного безразличия и непотребства.

        Но всё это было когда-то. Современный человеческий тип, хотя и сохраняющий рудиментарные черты, приобрёл много нового. Прометеевский и иоанновский типы сливаются в нечто единое, и это слияние отражается в литературе.

        Так как же со временем назовут наш срединный человеческий тип? Какие черты фиксирует сегодня искусство?

         Прежде всего, из литературы исчез героизм. ...

 

Читать полностью в pdf 

скачать (210,25 КБайт)
09 Ноября 2011
Просмотры (945) Скачивания (155) Комментарии (0)